Безопасность детей
Памятка нахождения в зонах повышенной опасности
Азбука безопасности
Безопасность на водных объектах
Правила поведения в бассейне
В последние годы все чаще в частных дворах и на дачах появляются надувные или каркасные бассейны. Вода дарит море положительных эмоций взрослым и детям, особенно в жаркие летние дни! Но чтобы радость не была омрачена травмой или болезнью, родителям стоит изучить правила купания детей в бассейнах.
Техника безопасности.Прежде, чем разрешить малышу поплескаться, стоит проверить, действительно ли конструкция бассейна приспособлена для ребенка. Чтобы выяснить, подходят ли условия купания младшим членам семьи, предлагается ответить на три тестовых вопроса.
1. Глубина бассейна соответствуют возрастной группе? Вот рекомендуемые параметры в зависимости от возраста: младше 1,5 лет – до 17 см (мини-бассейн), от полутора до трех лет – не более 0,5 м, для дошкольников 3-7 лет – до 0,7 м. В любом случае глубина не должна превышать рост ребенка.
2. В семейном бассейне есть приспособления для безопасного пребывания малышей? В универсальной модели большого размера и глубины должны быть оборудованы укрепленные бортики для сидения, лестница для спуска и подъема.
3. Есть ли возможность повысить или понизить температуру воды? В любой момент должна быть возможность скорректировать температуру до оптимальных параметров.
И основное требование техники безопасности: купание детей в бассейне, независимо от его габаритов и конструкции, происходит только под контролем взрослых.
Правила для детей до 3-х лет
Вода привлекает младенца с самого раннего возраста. Это естественно, ведь еще до рождения она является для него средой обитания, в которой малыш подрастает у мамы в животе. Поплескаться в бассейне для ребенка, начиная с 6-месячного возраста, будет полезно, приятно и безопасно, если придерживаться ряда рекомендаций.
1. Перед водными процедурами стоит посетить педиатра и убедиться, что у малыша нет к ним серьезных противопоказаний.
2. Если приобретается детский бассейн, лучше выбирать модель с защитным навесом. В остальных случаях ребенку надевают панамку, а при склонности к ушным болезням – специальную купальную шапочку, закрывающую ушки.
3. Чтобы уменьшить вредное влияние ультрафиолета и исключить солнечный удар, малышей не следует пускать в уличный бассейн в период активного солнца (с 12.00 до 16.00). В непогоду водные процедуры отменяются.
4. Основное правило – не терять ребенка из виду, даже если он плещется в тазу. Маленький человечек может поскользнуться, упасть лицом в воду и захлебнуться: из-за слабых рук он не в состоянии самостоятельно подняться.
5. Если бассейн оснащен мощным оборудованием для заполнения и слива, нужно удостовериться, что во время спускания воды не создается слишком высокое давление, способное засосать малыша.
6. Чтобы исключить самовольный доступ в бассейн, из маленького резервуара лучше всего после использования сливать воду и отправлять его на хранение подальше от ребенка. От большого бассейна убирают лестницу, скамеечки или стулья, по которым можно попасть внутрь. Верх накрывают плотным чехлом (он должен выдерживать вес 1-2 детей). Борта ограждают надежным защитным барьером – не ниже 1,5 метра, без горизонтальных планок.
Старшие должны постоянно наблюдать за ребенком во время купания, контролировать его эмоции, напоминать о правилах безопасного поведения. Если в дыхательные пути малыша попала вода, то необходимо незамедлительно удалить жидкость из легких, проводя искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Чтобы выполнить все эти действия грамотно и не причинить вреда, стоит заранее изучить информацию об оказании первой помощи детям при утоплении (процедура имеет возрастную специфику).
Для детей старше 3-4-х лет
Дети в возрасте от 3-4 до 10 лет любят резвиться в воде, забрызгивать друг друга, толкать в воду, тянуть за руки и ноги. К сожалению, безобидная игра может привести к несчастному случаю. Задача родителей – доходчиво объяснить детям, что при купании в бассейне не допускается:
- баловаться, хватать товарища, даже в виде игры удерживать его под водой;
- нырять и кувыркаться;
- притворяться тонущим (кричать, махать руками) – в этом случае при реальной опасности можно не дождаться помощи.
Уже с 2-3 лет нужно постепенно учить малыша держаться на воде, а затем и плавать. Сначала нужно научить его пользоваться вспомогательными аксессуарами – кругом, надувными нарукавниками, матрасом. Самым надежным из приспособлений является качественный спасательный жилет.
В 5-7 лет, когда ребенок станет более собранным и сообразительным, стоит определить его в кружок плавания, где уроки дает профессиональный тренер.
Температура воды
Оптимальная температура воды в бассейне – от +24 до +26 градусов (для малышей - до +28 С°), минимально допустимый показатель – +22 С°. При такой температуре самых маленьких детей первый раз погружают в воду не более, чем на 3 минуты, дошкольников до 5 лет – максимум на 5 минут.
Родители интересуются, чем грозит недогрев или перегрев воды. Вот краткие ответы на эти вопросы.
- Если столбик термометра в воде поднялся на отметку от +17 С° до +19 С°, а воздух прогрелся менее, чем до + 25 градусов, малыш может пребывать в бассейне не дольше 15 минут. При +16 С° и ниже от переохлаждения у ребенка могут начаться судороги, иногда происходит потеря сознания.
- Если превышена верхняя температурная граница (+28 С°), в воде и на стенках бассейна бурно размножаются водоросли и микроорганизмы. В результате загрязняется чаша водоема, к тому же патогенные грибки, вирусы и бактерии провоцируют серьезные заболевания.
Чтобы не было перегрева, устанавливают правильный режим работы нагревателя и контролируют его.
Соблюдая правила вместе с детьми и поддерживая нормальный температурный режим, удастся создать безопасные условия купания детей в бассейне и получить максимум удовольствия от отдыха!
Направления работы
- С детьми. Формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях
- С сотрудниками. Изучение нормативно-правовых документов, локальных актов, приказов по учреждению, инструкций по технике безопасности, должностных инструкций и обеспечение контроля за исполнением данных инструкций
- С родителями. Консультации, родительские собрания, проектная деятельность в соответствии с программой по ОБЖ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха
Коллектив ДОУ обеспечивает безопасность детей с учётом современных требований и строит свою работу на основе законодательных и инструктивно-директивных документов по разделам:
- охрана жизни и здоровья детей
- противопожарная и техногенная безопасность
- предупреждение дорожно-транспортного травматизма
- обеспечение безопасности и усиление бдительности при угрозе террористических актов
Основные задачи
- Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства
- Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства
- Аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса
- Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания
- Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима
- Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций
- Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения
- Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения
Законодательная база по охране жизни и здоровья детей
- п. 3 ст. 41 Конституции Российской Федерации
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка
- Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию
- ст. 1064 Гражданского кодекса
- ст. 1065 Гражданского кодекса
- ст. 63 Семейного кодекса
- ст. 65 Семейного кодекса
- Закон об образовании
- ст. 6, 19 Конвенции по правам ребёнка
- Приказ Минобразования от 15.01.2002 № 76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 07.08.2000 № 2414 «О принятии мер по предотвращению несчастных случаев с обучающимися и работниками образовательных учреждений» и Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Приказ Минобразования от 26.04.2002 № 29/2084-6 «О всероссийской диспансеризации детей в 2002 г.»
- Письмо Минобразования от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
- Письмо Минобразования от 27.11.2015 № 08-2228 «Методические рекомендации по профилактике травматизма на занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях»
- Письмо Минобразования от 12.07.2000 № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в образовательных учреждениях»
- Устав ДОУ и родительский договор
Материалы для работы с детьми
- Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Ребёнок на улице города: Учебное пособие по ОБЖ — М., 1998 Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы, беседы. Игры — СПб.: Детство-пресс, 2010
Обеспечение безопасности детей
- Вход в детский сад осуществляется строго в соответствии с групповыми списками
- Запрещается вход в детский сад посторонних лиц, не имеющих отношения к воспитанникам и сотрудникам учреждения
- Запрещается отдавать детей незнакомым лицам и лицам до 18 лет
- Необходимо требовать от родителей личной передачи ребёнка воспитателю с рук на руки, не допускать передачу ребёнка воспитателю соседней группы, другому сотруднику, вахтёру, сторожу и пр.
Для обеспечения безопасности детей в саду имеются:
- металлические двери
- тревожная кнопка
- система пожарной сигнализации
- план эвакуации детей
- видеонаблюдение
В детском саду делается особый упор на соблюдение требований безопасности. Со стороны методической службы проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности:
- семинары
- вопросы рассматриваются на педагогических советах
- создана соответствующая развивающая среда
- разработано перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасности
- ежегодно проводятся месячники пожарной безопасности
- ежеквартально проводятся тренировочные эвакуации воспитанников и персонала детского сада на случай возникновения пожара
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах.
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.
- Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
- Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
- Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
- Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).
Цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения нескольких задач:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.
Общие представления:
- знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;
- иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)
Знать следующие правила дорожного движения:
- переходить улицу только на зеленый свет светофора,
- не играть на дороге или около проезжей части,
- переходить улицу только по пешеходному переходу,
- при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо,
- знать устройство проезжей части,
- знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей,
- знать правила поведения в транспорте,
- знать и соблюдать правила поведения во дворе.
Несколько советов родителям.
По дороге в детский сад или из него проводите беседы с детьми о безопасном поведении на улице. Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов, докажите это ребенку на собственном примере.
Яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка, а блеклая - затрудняет видение. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт.
Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ОТПРАВИТЬСЯ С РЕБЕНКОМ НА АВТОМАШИНЕ, ПОБЕСПОКОЙТЕСЬ О ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ:
1) Приобретите детское удерживающее устройство согласно весу и росту ребенка (сегодня большое количество производителей предлагают свою продукцию, более безопасными будут являться те кресла, у которых небольшой диапазон веса).
2) Строго следуйте инструкции от производителя автомобиля, как и где правильно установить детское кресло, каким образом оно фиксируется.
Отправляясь в путешествие на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.
Основные правила езды для маленьких велосипедистов
Все дети любят ездить на велосипеде, и лишь немногие родители объясняют своим малышам, как ездить по городу на велосипеде, не мешая другим людям и не создавая опасных ситуаций для пешеходов и автомобилистов. От соблюдения правил дорожного движения зависит безопасность всех его участников. Самым маленьким велосипедистам нужно передвигаться только по тротуарам и велосипедным дорожкам, и только в сопровождении взрослых. Cамостоятельные поездки разрешены детям возрастом старше 14 лет. Малышей, которые только осваивают двухколесный транспорт, следует приучить ехать только рядом с родителями, не отъезжая дальше, чем на несколько метров, не выезжая за пределы тротуара, а так же научить их пользоваться тормозами и останавливать движение. Кроме того, ребенок, самостоятельно ездящий на велосипеде, должен уметь хоть немного маневрировать, чтобы объезжать людей и препятствия на дороге. Ребенок на транспорте должен уметь снижать скорость и входить в поворот, и знать, что пересекать проезжую часть можно только по пешеходному переходу, ведя велосипед рядом. Дети, которые учатся ездить на велосипеде и которые катаются уже достаточно хорошо, должны понимать, как можно и как нельзя использовать двухколесный транспорт. Чтобы ребенок не пострадал сам и не спровоцировал дорожно-транспортный происшествий, он должен соблюдать определенные правила. Что обязан делать ребенок на велосипеде для собственной безопасности:
- Ездить только по велосипедным дорожкам, а если их нет – по тротуарам, не выезжая на территорию проезжей части и не мешая передвижению других участников дорожного движения;
- Надевать шлем, а если ребенок катается в темное время суток или в условиях недостаточной видимости – одежду со светоотражателями. Кроме того, светоотражатели должны быть и на средстве передвижения;
- Держать дистанцию и уметь маневрировать в процессе езды;
- Ребенок старше 14-ти лет, ездящий по проезжей части, должен знать правила дорожного движения и уметь подавать сигналы автомобилям.
При езде на велосипеде детям категорически запрещается:
- Ездить без шлема;
- Ездить на неисправном транспортном средстве;
- Возить пассажиров на багажнике или на раме;
- Ездить против потока;
- Ездить на велосипеде без рук, или держать транспортное средство одной рукой, или убрав ноги с педалей;
- Связывать и буксировать несколько велосипедов в одну систему.
Несоблюдение простых правил безопасности подвергает жизнь ребенка опасности. Даже тогда, когда, кажется, что дорога абсолютно безопасна, и ребенок не может упасть и пораниться, лучше перестраховаться и уговорить малыша надеть шлем.
Уважаемые родители!
Безопасность вашего ребенка зависит от ВАС.
Берегите жизнь и здоровье ребенка – они бесценны!
Памятка по ПДД для родителей «Зимняя дорога»
Во избежание несчастных случаев на дороге с Вами и Вашими детьми, необходимо:
1. Систематически повторять с ребенком основные Правила Дорожного Движения.
2. Усиление контроля за поведением детей на улице
3. При использовании личного автотранспорта пристегиваться ремнями безопасности, а также использовать ремни безопасности и другие устройства при перевозке детей.
4. Личным примером учить детей соблюдать Правила Дорожного Движения. Особенно будьте внимательны: В снегопад: В это время заметно ухудшается видимость, появляются заносы, ограничивается и затрудняется движение пешеходов и транспорта. В морозную погоду: Стекла автомобилей покрываются изморозью, и водителю очень трудно наблюдать за дорогой.
Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас тем более. И чтобы с вами не случилось беды – не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. Только после этого можно переходить улицу. Не забудьте, что движение пешехода может быть затруднено из-за гололеда на проезжей части.
В гололед: После теплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой, стало скользко. В этих условиях появляется перед близко идущим транспортом опасно: на скользкой дороге машину остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, так как можно неожиданно упасть и оказаться под колесами.
В солнечную погоду: Яркое солнце, как не странно, тоже помеха. Яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, человек как бы «ослепляется». Поэтому нужно быть крайне внимательным.
Всегда помните, что знание и соблюдение Правил Дорожного Движения – гарантия безопасности Вашей жизни и жизни Вашего ребенка.
Правила безопасности во время зимних развлечений
Зимние месяцы - наиболее любимое время отдыха для детей и родителей. Многие отправляются с детьми для развлечения на крутые снежные склоны.
- Любимое зимнее развлечение детей (а подчас и взрослых) – катание с гор. Это занятие, приносящее массу удовольствий, к сожалению, часто приводит к травмам разной степени тяжести.
- Мороз и солнце, день чудесный! Самое время усадить ребенка на санки, найти хорошую горку и кататься «до упаду». Только родителям не следует забывать, что такой, казалось бы, безобидный зимний «транспорт», как некоторые родители считают, может быть опасен для здоровья малыша.
- Детские санки — не автомобиль, и ДТП им не угрожает. Но и на ледяной горке опасностей хватает. Бывает, что санки переворачиваются, ломаются, наезжают на соседа или «таранят» ближайшее дерево. По свидетельству травматологов, самыми распространенными травмами у детей, катающихся на санках, являются сотрясения мозга, а также рваные раны мышц голени, бедра и ягодиц. В лучшем случае, ваш малыш рискует отделаться ушибами или легким испугом.
- Первое, что поможет детишкам обеспечить безопасное катание, это правильный выбор зимнего транспорта. Всегда учитывайте возраст малыша.
- Прежде чем посадить ребенка на санки и отправить его с горы вниз, проведите тщательную «инспекцию» склона горы на предмет резких поворотов, гвоздей, камней и железок, торчащих из-под снега, а также убедитесь, что на снегу нет проталин - то есть, не проглядывает голая земля. Наехав на нее, ваш ребенок просто «катапультируется», и хорошо, если рядом не будет других детей.
- Спуститесь с горы и посмотрите, не выходит ли дорога на проезжую часть или на водоем, где лёд не слишком крепкий. Существует риск, что потеряв управление, ребенок в азарте за считанные секунды выскочит на опасную территорию.
- Малышам, которым не исполнилось четырех лет, на шумной и многолюдной горке не место. Выбирайте небольшой пологий склон, где катаются дети его возраста.
- Если один ребенок еще не скатился с горки, а второй уже отправляется ему вслед, столкновение неминуемо, а это уже может привести к травме – тем более, если речь идет о маленьком ребенке, который не в состоянии сам остановить санки.
- Научите ребенка подниматься на горку в стороне от того места, где с нее скатываются остальные дети.
И помните: санки, ледянки, снегокаты, попав на пригорочек или участок со льдом, иногда меняют заданную траекторию и, если поблизости есть дерево, вполне могут въехать в него. Особое внимание обратите на то, чтобы конец горки не выходил на проезжую часть дороги.
- Катание на коньках – несомненно, полезное для здоровья ребёнка занятие.
- Коньки нужно подбирать точно по ноге.
- Другая существенная опасность при катании на коньках – провалиться под лёд или в полынью.
-
Особенно опасно ходить по льду в период оттепели, в начале и конце зимы.
на водоемах в зимний период.
Минимальная толщина льда, способная выдержать вес взрослого человека, должна составлять не менее 7 см. Для сооружения катка и пешей переправы необходим более прочный слой – 12-15 см, для проезда автомобиля – от 30 см. Прочность покрытия можно определить на глаз, при условии отсутствия снега. Так, наиболее крепкий лед имеет синеватый либо зеленоватый оттенок, а его поверхность ровная, без пузырьков воздуха.
Чтобы узнать, выдержит ли лед ваш вес, необходимо осторожно на него наступить. Если образуются мелкие радиальные трещины, а покрытие слегка похрустывает, то по такому льду ходить уже можно, однако следует соблюдать при этом предельную осторожность. Ударом ноги проверять прочность не следует, лучше использовать для этой цели бревно либо же лыжную палку. Если после сильного удара выступит вода, то от переправы в этом месте лучше отказаться. Правила поведения на тонком льду в таком случае советуют вернуться к берегу, ступая по своим же следам. Шаги должны быть скользящими, без отрыва от льда. Ноги следует держать на ширине плеч, что способствует распределению нагрузки на большую площадь. Если лед очень тонкий и трещит под ногами, передвигаться желательно ползком.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЕМАХ ЗИМОЙ
- По возможности, использовать официальные переправы и не пересекать водоем в тех местах, где это запрещено.
- Нельзя выходить на лед, который недостаточно прочен и/или еще не успел окончательно замерзнуть.
- Запрещается выходить на лед в темное время суток, а также если видимость затруднена (снегопад, дождь, туман). Во время обильных осадков или ночью просто не сможете увидеть, что у вас под ногами, и правильно оценить ситуацию.
-
Стоит ли отпускать ребенка покататься на льду? Зимнее время – настоящий праздник для детей, которые обожают кататься на санках, коньках, ледянках, да и просто одержимы любопытством и желают походить по замерзшей реке либо озеру. Однако родителям не стоит забывать о безопасности и лучше не отпускать детей без присмотра на водоем. Кроме того, важно знать и правила поведения детей на льду, которые по большому счету ничем не отличаются от базовых. Тем не менее рекомендуется учитывать тот факт, что дети более подвижны и менее внимательны, в игре могут и не заметить опасных участков. Необходимо, чтобы ребенок не только соблюдал правила безопасного поведения на льду, но и знал, как действовать в том случае, если он сам или его товарищ уйдут под воду.
- Нельзя собираться группой из нескольких человек на одном участке льда.
- Не переправляться через водоем нетрезвым. Будучи нетрезвым, человек не ведет себя осторожно, и чувство самосохранения у него притуплено.