Образовательные стандарты и требования
Образовательные программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Русский
Описание образовательной программы
Документы
О применяемых федеральных государственных образовательных стандартах
Требования Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) являются обязательными и направлены на то, чтобы урегулировать отношения, которые возникают при воплощении в жизнь программных положений дошкольного образования. Использовать ФГОС могут как детские сады, государственные и частные, так и родители, чьи дети находятся на семейном обучении. Стандарт ФГОС дошкольного образования предусматривает не только детские потребности в соответствии с возрастной спецификой, но и индивидуальные запросы, связанные с особенностями развития и ограничениями по состоянию здоровья.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования учитывает:
- Самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека
- Социокультурное разнообразие детства
- Возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей
- Потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья
- Возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка
ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) был утвержден приказом Минобразования №1155 от 17.10.2013г. и вступил в силу с 01.01.2014г.
ФГОС ДО — это набор установленных норм и требований, которым должны соответствовать дошкольные образовательные учреждения и их программы. Он определяет минимальный уровень качества и содержания образования, который должен быть обеспечен для детей дошкольного возраста. Стандарты дошкольного образования включают в себя различные аспекты, такие как программы обучения, организацию учебного процесса, квалификационные требования к педагогическим работникам, условия безопасности и здоровья детей, взаимодействие с семьями и т.д. Они являются основой для разработки и реализации дошкольных образовательных программ и служат ориентиром для оценки качества образовательных услуг, предоставляемых в дошкольных учреждениях.
Цели стандарта дошкольного образования включают:
1. Обеспечение минимального уровня качества образования: Стандарт дошкольного образования определяет требования и ожидания относительно содержания, организации и качества образовательного процесса, чтобы гарантировать, что дети получают определенный уровень образования.
2. Обеспечение универсального доступа к образованию: Стандарты дошкольного образования должны учитывать разнообразные потребности и возможности всех детей, независимо от их социального, экономического и культурного статуса. Цель состоит в том, чтобы создать равные возможности для всех детей получить качественное дошкольное образование.
3. Развитие целостного развития детей: Цель стандарта дошкольного образования заключается в создании условий для разностороннего развития детей в физическом, эмоциональном, социальном, когнитивном и языковом аспектах. Стандарты определяют содержание программы обучения и методы работы, способствующие всестороннему развитию детей.
4. Подготовка к школе и дальнейшему образованию: Одна из целей стандартов дошкольного образования — подготовить детей к школьной жизни и обучению в будущем. Стандарты определяют основные предметные и навыковые области, которыми должны быть овладены дети перед поступлением в школу.
5. Повышение профессиональных требований к педагогам: Стандарты дошкольного образования также направлены на повышение квалификации и профессионального развития педагогических работников. Цель состоит в том, чтобы гарантировать, что педагоги имеют необходимые знания, навыки и компетенции для успешной реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях.
В ФГОС ДО реализован ряд важных аспектов, направленных на обеспечение полноценного и качественного образования детей дошкольного возраста:
1. Цель и принципы образования: ФГОС дошкольного образования определяет цели и задачи дошкольного образования, а также основные принципы его организации, такие как гуманизация, социализация, индивидуализация, интеграция, доступность, комплексность и другие. Они направлены на развитие и формирование всесторонней личности ребенка.
2. Содержание образования: ФГОС дошкольного образования определяет содержание образовательного процесса, включая основные образовательные области, такие как физическая культура и здоровье, социальная коммуникация и общение, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, этическое и нравственное развитие и другие. Оно ориентировано на развитие физических, когнитивных, социально-эмоциональных и морально-этических компетенций детей.
3. Организационные аспекты: ФГОС дошкольного образования определяет принципы и формы организации образовательного процесса, включая организацию рабочего времени, разделение на возрастные группы, использование игровой деятельности и проектного подхода, организацию деятельности с учетом индивидуальных потребностей и развития каждого ребенка, а также создание условий для партнерства с родителями.
4. Оценка и контроль: ФГОС дошкольного образования определяет принципы и подходы к оцениванию и контролю достижения образовательных результатов, а также развития ребенка в целом. Он предусматривает различные формы оценки, включая наблюдение, портфолио, документирование, рефлексию и другие методы, направленные на оценку и поддержку развития каждого ребенка.
Принципы ФГОС ДО:
1. Гуманизация образования: Принцип гуманизации образования в ФГОС дошкольного образования предполагает признание и уважение неповторимости каждого ребенка, его права на свободу самовыражения, развитие и самореализацию. Педагогическая практика должна быть направлена на создание поддерживающей и эмоционально-благоприятной среды, в которой дети могут развивать свои способности и общаться с другими.
2. Социализация: Принцип социализации в ФГОС дошкольного образования призывает к активному включению детей в общество и развитию навыков социального взаимодействия. Образовательная среда должна способствовать развитию коммуникационных, кооперативных и адаптивных навыков, а также формированию социально значимых ценностей и норм поведения.
3. Индивидуализация: Принцип индивидуализации в ФГОС дошкольного образования предполагает учет индивидуальных потребностей и особенностей каждого ребенка в образовательном процессе. Педагогическая работа должна быть направлена на создание условий для развития каждого ребенка в соответствии с его темпом, интересами, предпочтениями и способностями.
4. Интеграция: Принцип интеграции в ФГОС дошкольного образования подразумевает объединение различных видов деятельности, областей знаний и аспектов развития в единый связный процесс обучения. Дети активно взаимодействуют с окружающим миром через игру, исследование, художественное творчество и другие виды деятельности.
5. Доступность: Принцип доступности в ФГОС дошкольного образования предполагает возможность получения качественного образования всеми детьми, независимо от их физических, интеллектуальных и социально-экономических особенностей. Образовательная среда должна быть адаптирована для различных потребностей детей, обеспечивая равные возможности для их развития.
Задачи ФГОС ДО:
1. Формирование физического, когнитивного и эмоционально-личностного развития детей. В рамках данных задач важно создать условия для развития моторики, мышления, речи, воображения и эмоциональной сферы ребенка.
2. Социализация и развитие социальных навыков. Целью данной задачи является формирование у детей навыков общения, взаимодействия, сотрудничества и решения конфликтных ситуаций.
3. Развитие творческих способностей детей. Здесь акцент делается на развитии художественного, музыкального и творческого мышления детей, а также на раскрытии их творческого потенциала через различные виды деятельности.
4. Подготовка к обучению в школе. Эта задача предполагает ознакомление детей со школьными предметами, формирование навыков самостоятельной деятельности, развитие познавательных интересов и умений, необходимых для успешного старта в школе.
5. Воспитание культуры здорового образа жизни. Задача заключается в формировании у детей навыков здорового питания, физической активности, ухода за собой и собственным окружением, а также в развитии осознанного отношения к своему здоровью.
6. Учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. ФГОС дошкольного образования предлагает индивидуализировать образовательный процесс, учитывая специфические особенности развития каждого ребенка, его интересы и запросы.
7. Взаимодействие с семьей. Задача взаимодействия с родителями заключается в создании условий для партнерства, обмена информацией о развитии ребенка, оказания методической поддержки и консультаций родителей в вопросах воспитания и развития детей.
Указаны требования к развивающей предметно – пространственной среде, которая должна соответствовать следующим критериям:
1. Разнообразие использования образовательных программ в образовательном процессе должно быть обеспечено.
2. Если образовательный процесс предусматривает инклюзивное образование, должны быть созданы соответствующие условия для его осуществления.
3. При организации образовательного процесса необходимо учитывать национально-культурные и климатические особенности среды.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательной, изменяемой, многозначной, разнообразной, доступной и безопасной.